Наверное, очень многие посмотрели фильм «Олигарх». В этой ленте под главным героем подразумевается выставляемый сейчас едва ли не главным злодеем России Борис Абрамович Березовский.
Талантливый математик, автор научных трудов и диссертаций, он одним из первых крыльями носа и просто интуицией смог уловить тот самый ветер перемен, который привел к резким изменениям в судьбе самого Березовского и его ближайшего окружения. К чему это я? Да это я к «Жигулям», конечно, к ним, родным и любимым.
Ведь именно благодаря таланту Березовского были придуманы столь хитроумные и безупречные с точки зрения тогдашних законов махинации с различными моделями завода ВАЗ, что он и его компания могли не только фактически воровать машины целыми составами, но и оставаться при этом вне преследования закона! Таким аферам сто процентов позавидовал бы сам Остап Бендер.
Кстати, по его стопам пошли потом многие люди, которые придумывали все новые и новые способы заработать на лидере отечественного автопрома. Были такие умельцы, например, и в Беларуси. Была в лихих девяностых такая очень резко поднявшаяся из ниоткуда фирма «Пуше», которая сделала свой первый и главный большой капитал на ввозе обратно в страну так называемых «реэкспортных» автомобилей «Жигули». Например, автор этих строк сам присутствовал при том, как отец покупал в 1994-ом классику «Жигулей» – полностью она называлась как-то вроде ВАЗ-210573, как-то так. То есть это была «пятерочка», но с «семерочными» седушками с высокими подголовниками и с «троечным» «цепным» движком.
Да еще и с коробкой на пять передач – экспортный вариант, одним словом! Точно уже не вспомнить, но как-то так. И хоть были они как-то странно недоукомплектованы (на нашей, например, не было замка зажигания возле рулевой колонки), но зато почему-то стоили (привезенные из Бразилии!) дешевле, чем поехать на завод в Тольятти и купить самому машину там. Да ведь понятно же, что здесь без махинаций не обошлось. Вероятно, об этом догадались и власти страны, ибо спустя некоторое время «Пуше», уже вовсю развивавшая все больше и больше направлений в своем бизнесе, попала под жесткий пресс и была практически национализирована. Насколько известно, руководство бывшего лидера авторитэйла или в бегах и розыске, или очень сильно поделилось доходами и теперь спокойно живет в какой-нибудь теплой стране.
Кстати, ведь автомобильный бизнес на «Жигулях» в конце существования Союза был одним из тех направлений, которое позволило такому новому явлению, как рэкет, выйти на новые горизонты. И если поначалу вся эта рэкетирская братия все больше «дербанила» торговцев, рыночных «челноков», то уже спустя пару лет они начали брать под свой контроль все более и более крупные фирмы, дойдя даже до промышленных гигантов.
А потом уже началась легализация капитала, свои «братские» банки, потом новые, уже финансово грамотные мошенники типа Мавроди со своим «МММ». Но Тольяттинский автомобильный завод все равно стоял у истоков, благодаря которым происходило такое явление, как стихийное накопление частного капитала.